«Будьте счастливы сами – тогда и у ребенка жизнь сложится»

«Быть счастливыми самим – тогда и у ребенка жизнь сложится»

К концу учебного года у родителей накапливаются вопросы по поводу учебы ребенка. Кого спросить? Учительницу, директора, родительский комитет? Но их ответы зачастую формальны и не всегда нас устраивают… Несколько молодых людей, недавних учеников и студентов, создали сайт «Мел», который рассказывает родителям о школе интересно, честно и весело.

Psychologies:  

Сайту полтора года, а ежемесячная аудитория уже больше миллиона, вы стали парт­нером Московского салона образования. Вы теперь специалист по школе? И я могу вам как эксперту задать любой вопрос?

Никита Белоголовцев:  

Вы можете мне задать вопрос как многодетной матери с детьми от 7 до 17 лет, которая фанатично интересуется спортом, именно так меня определяют интернет-алгоритмы. На самом же деле у меня двое еще маленьких детей, но я – да, прошел уже базовый курс погружения в мир российского образования.

И насколько интересен этот мир?

Сложный, неоднозначный, местами захватывающий! Не так, конечно, как игра моей любимой баскетбольной команды, но тоже вполне драматичный.

В чем его драматизм?

Прежде всего в уровне родительской тревоги. Этот уровень серьезно отличается от переживаний наших отцов и матерей, или наших бабушек в роли родителей. Иногда он просто зашкаливает. Жизнь изменилась психологически и экономически, скорости другие, модели поведения другие. Я уже не говорю про технологии. Родители боятся не успеть внедрить что-то в своих детей, опоздать с выбором профессии, не соответствовать образу успешной семьи. А образовательные технологии меняются медленно. Или поверхностно. Школа очень консервативна.

«Быть счастливыми самим – тогда и у ребенка жизнь сложится»

Ваш сайт для современных родителей. Какие они?

Это поколение, которое привыкло жить в комфорте: автомобиль в кредит, путешествия пару раз в год, мобильный банк под рукой. Это с одной стороны. С другой – лучшие кинокритики им разъясняют все про авторское кино, лучшие рестораторы – про еду, продвинутые психологи – про либидо…

Мы достигли определенного уровня жизни, выработали свой стиль, обзавелись ориентирами, знаем, где и что нам авторитетно и дружелюбно прокомментируют. И тут – бац, дети идут в школу. А про школу спросить буквально не у кого. Никто сегодняшним родителям весело, иронично, интересно и конструктивно (как они уже привыкли) про школу не рассказывает. Только пугают. К тому же предыдущий опыт не работает: ничего из того, чем пользовались наши родители – ни в качестве стимула, ни в качестве ресурса, – сегодня для образования практически не годится.

В распоряжении пытливого родителя слишком много информации, и довольно противоречивой. Матери растеряны

На все эти трудности накладывается еще и эпоха масштабных преобразований. Ввели ЕГЭ – и знакомый алгоритм «учеба – выпускной – вступительный – вуз» мгновенно сбился! Начали объединять школы – всеобщая паника. И это только то, что на поверхности. Теперь родитель, как та сороконожка, начинает сомневаться в элементарном: дитя принесло двойку – наказывать или нет? В школе 10 кружков – в какой пойти, не промахнувшись? Но еще важнее понять – менять ли вообще родительские стратегии, во что, грубо говоря, вкладываться? Для ответов на такие вопросы мы и создали «Мел».

Больше всего просмотров на вашем сайте у публикаций, ориентированных на социальный успех, – как вырастить лидера, заниматься ли ранним развитием ребенка…

Да, родительское тщеславие тут рулит! Но влияют и социальные стереотипы, связанные с культом конкуренции, и материнский страх чего-то недодать.

Вы считаете, что сегодня родители настолько беспомощны, что им не обойтись без навигатора в вопросах школьного образования?

Сегодня в распоряжении пытливого родителя слишком много информации, и довольно противоречивой. И слишком мало живого разговора на волнующие его темы. Матери растеряны: тут одни рейтинги школ, там другие, кто-то берет репетиторов, кто-то нет, в одной школе атмосфера творческая, в другой – жесткая рабочая… При этом все дети с гаджетами, в социальных сетях, в мире, который многим родителям неведом, и их жизнь там контролировать не очень получается.

В то же время еще недавно трудно было себе представить, чтобы родители требовали сменить классного руководителя, чтобы детей забирали за три дня до каникул и «возвращали» на пять дней позже… Родители выглядят вполне активной, чтоб не сказать агрессивной, силой, настоящие «заказчики образовательных услуг».

Раньше регламент жизни был другим, меньше возможностей для маневра с каникулами, меньше соблазнов, ну и авторитет учителя был, конечно, выше. Сегодня взгляды на многое изменились, но представление о «заказчиках образовательных услуг» – это все-таки миф. Потому что родители ничего не могут заказать и практически ни на что не в состоянии повлиять. Да по большому счету им недосуг разбираться в образовательных стандартах, в том, нужен ли единый для всех учебник истории или пусть будут разные, – учитель выберет.

«Быть счастливыми самим – тогда и у ребенка жизнь сложится»

Три совета родителям неуспевающих учеников от Никиты Белоголовцева 

  1. Помните, что успеваемость никому ничего не гарантирует. Успех – понятие не универсальное. Для кого-то это карьера, для кого-то деньги, для кого-то семейное счастье. Что будет ценно для вашего ребенка, неизвестно. Так что не страдайте раньше времени!
  2. Пользуйтесь возможностью выбирать. Брать репетитора, менять школу, даже менять страну, если от этого зависит то, что мы называем успеваемостью.
  3. Общайтесь с ребенком просто так, не про уроки, чтобы увидеть: не стоит от него добиваться четверки по физике, а вот способность интересно рассказать историю нужно поддержать и развить, не забывая порадоваться этому таланту вместе.

Тогда в чем их главная проблема?

«Неужели я плохая мать?» И все силы, нервы, а главное, ресурсы уходят, чтобы подавить чувство вины. Изначально задачей сайта было уберечь родителей от чудовищных трат во имя ребенка. Мы даже не представляли, какие деньги тратятся бессмысленно. Вот мы и взяли на себя смелость прояснить картину мира, показать, на чем можно сэкономить, а чем, наоборот, не следует пренебрегать.

Например, многие родители уверены, что лучший репетитор – заслуженный (и дорогой) профессор вуза. А на самом деле при подготовке к ЕГЭ зачастую более полезен вчерашний выпускник, который только что сам сдал этот экзамен. Или распространенное «если со мной бойко по-английски разговаривает, ЕГЭ уж точно сдаст». А это, оказывается, никакая не гарантия.

Еще один миф, создающий почву для конфликтов: «Школа – второй дом, учительница – вторая мать».

Учитель сам – заложник бюрократических требований, которыми перегружена его работа. У него к системе вопросов не меньше, чем у родителей, – но именно к нему они в конце концов идут. К директору не подступишься, родительские форумы – сплошная истерика. Остается последнее звено – учитель. Вот он в итоге и отвечает за сокращение часов по литературе, сбои в расписании, бесконечный сбор денег – и дальше по списку. Поскольку его, учителя, личное мнение, даже самое прогрессивное, никого не волнует, ему проще оперировать цитатами из постановлений и циркуляров.

Многие родители уверены, что лучший репетитор – заслуженный (и дорогой) профессор вуза. Но при подготовке к ЕГЭ зачастую полезнее вчерашний выпускник

В итоге созрел кризис коммуникации: никто никому ничего не может сказать нормальным языком. Отношения учителя с учениками в такой ситуации, полагаю, не самые открытые.

То есть родителям нечего и мечтать о взаимном доверии участников учебного процесса?

Как раз наоборот, мы доказываем, что это возможно, если в каких-то коллизиях попробовать разобраться самим. Например, узнать о такой форме школьного самоуправления, как родительский совет, и получить реальный инструмент участия в школьной жизни. Это позволяет, например, снять с повестки дня вопрос неудобного графика каникул или неправильного места факультатива в расписании и не искать виноватых.

Но главная ваша задача в том, чтобы защитить родителей от издержек образовательной системы?

Да, мы в любом конфликте принимаем сторону родителей. Учитель, накричавший на ученика, лишается в нашей системе координат презумпции невиновности. Ведь у учителей есть профессиональное сообщество, директор, который за них отвечает, а у родителей кто? Между тем школа – это прекрасные, может быть, лучшие годы человека, и если поставить реальные цели – то можно словить настоящий кайф (по себе знаю!), превратить 11 лет в совместное семейное творчество, найти единомышленников, открыть такие ресурсы, в том числе и в себе, о которых родители не подозревали!

Вы представляете разные точки зрения, а делать выбор по-прежнему должен родитель?

Конечно, должен. Но это выбор между здравыми подходами, каждый из которых он может соотнести со своим опытом, семейными традициями, интуицией, в конце концов. И успокоиться – можно поступить так, а можно иначе, и это не страшно, мир не перевернется. Чтобы обеспечить такой эффект публикаций, мы показываем авторский текст двум-трем экспертам. Если у них нет категорических возражений, то публикуем. Это первый принцип.

Я бы категорически запретил родителям фразу: «Мы выросли, и ничего». Она оправдывает любое бездействие и равнодушие

Второй принцип – не давать прямых установок. Заставить родителей размышлять, несмотря на то что они рассчитывают на конкретные указания: «что делать, если сын не ест в школе», по пунктам, пожалуйста. Мы добиваемся, чтобы между отчаянием, негодованием и растерянностью у взрослых прорастало собственное мнение, развернутое в сторону ребенка, а не в сторону стереотипов.

Мы и сами учимся. Тем более, наши читатели не дремлют, особенно когда речь о половом воспитании. «Вот вы склоняете к тому, что розовая ледянка для мальчика – это нормально, гендерные стереотипы критикуете. И тут же даете 12 фильмов, которые надо посмотреть мальчикам, и 12 – девочкам. Это как понимать?» Действительно, надо быть последовательными, думаем мы…

Допустим, прямых указаний нет – да, наверное, и быть не может. А что бы вы категорически запретили родителям?

Две фразы. Первая: «Мы выросли, и ничего». Она оправдывает любое бездействие и равнодушие. Многие считают, что советская школа вырастила невероятно образованных людей, они и в Гарварде преподают, и электроны в коллайдерах разгоняют. А то, что эти же люди дружно пошли в МММ, как-то забывают.

А вторая фраза: «Я знаю, как сделать его счастливым». Потому что, по моим наблюдениям, именно с нее начинается родительское безумие.

Какая еще может быль цель у родителей, если не счастье детей?

Быть счастливыми самим – тогда, думаю, и у ребенка все сложится. Ну, это моя теория.

Никита Белоголовцев

Никита Белоголовцев – журналист, выпускник МГИМО, в прошлом – ведущий спортивных программ телеканала «Дождь». В 2015 году создал сайт «Мел. Про образование – человеческим языком» (mel.fm).

.