Три года назад мы в Московском институте психоанализа начали проводить глобальное исследование понятия патриотизма1. Участники отвечали на вопросы, выражая свое отношение к утверждениям типа: «Понятие патриотизма для меня очень важно», «Многим, что у меня есть, я обязан моей стране», «Меня раздражают люди, которые плохо говорят о моей стране», «Мне безразлично, если за границей ругают мою страну», «Руководство любой страны, призывая к патриотизму, лишь манипулирует человеком», «Любить страну, в которой живешь, можно, если она тебя ценит» и так далее.
Обрабатывая результаты, мы выделили три типа патриотического поведения: идеологический, проблемный и конформный.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ: «Я ДРУГОЙ ТАКОЙ СТРАНЫ НЕ ЗНАЮ»
Эти люди всегда на виду и не упускают случая продемонстрировать патриотизм, равно как и «воспитать» его в других. Сталкиваясь с непатриотическими взглядами, реагируют на них болезненно: «Покупаю только российское», «Никогда не откажусь от своих убеждений, готов пострадать за идею!»
Такой патриотизм – плод политической рекламы и пропаганды в условиях сильного социального давления и информационной неопределенности. У идеологических патриотов между собой много общего. Как правило, такие люди не отличаются высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Они допускают лишь одну точку зрения, не считая, что на настоящее или прошлое страны можно смотреть по-разному.
Идеологический патриотизм – это патриотизм веры
Чаще всего они подчеркнуто религиозны и во всем поддерживают власть (и чем сильнее позиция власти, тем ярче они проявляют свой патриотизм). Если же власть меняет свою позицию, они с той же легкостью принимают тенденции, с которыми еще недавно активно боролись. Однако если сама власть меняется, они придерживаются старых взглядов и переходят в лагерь оппозиции новой власти.
Их патриотизм – это патриотизм веры. Такие люди не способны выслушать оппонента, часто обидчивы, склонны к чрезмерной морализации, агрессивно реагируют на «ущемление» чувства их собственного достоинства. Идеологические патриоты везде ищут внешних и внутренних врагов и готовы с ними бороться.
Сильные стороны идеологических патриотов – стремление к порядку, умение работать в команде, готовность пожертвовать личным благополучием и удобствами ради своих убеждений, слабые – низкие аналитические способности и неумение идти на компромиссы. Такие люди верят, что ради создания мощного государства необходимо идти на конфликты с теми, кто этому препятствует.
ПРОБЛЕМНЫЙ ПАТРИОТИЗМ: «МОЖЕМ ЛУЧШЕ»
Проблемные патриоты редко публично и с пафосом говорят о своих чувствах к родной стране. Куда больше их волнует решение социально-экономических проблем. Они «болеют душой» за все, что происходит в России, у них остро развито чувство справедливости. В глазах идеологических патриотов такие люди, конечно, «вечно всем недовольны», «не любят свою страну» и вообще «не патриоты».
Чаще всего такой тип патриотического поведения присущ интеллигентным, хорошо образованным и нерелигиозным людям, с широкой эрудицией и развитыми интеллектуальными способностями. Они работают в сферах, не связанных с большим бизнесом, большой политикой или высокими государственными должностями.
Многие из них часто бывают за границей, но предпочитают жить и работать в России. Им интересна культура разных стран – в том числе и своей собственной. Они не считают свою страну хуже или лучше других, но критически относятся к властным структурам и считают, что многие проблемы связаны с неэффективным управлением.
Проблемный патриотизм основан на чувстве долга и ответственности
Если идеологический патриотизм – следствие пропаганды, то проблемный формируется в ходе аналитической работы самого человека. Он основан не на вере или стремлении к личному успеху, а на чувстве долга и ответственности.
Сильные стороны людей такого типа – критика в собственный адрес, отсутствие пафоса в высказываниях, умение анализировать ситуацию и видеть ее со стороны, способность слышать других и умение считаться с противоположными точками зрения. Слабые – разобщенность, неумение и нежелание создавать коалиции и объединения. Одни уверены, что проблемы могут разрешиться сами без активных действий с их стороны, другие верят в изначально «позитивную природу человека», гуманизм и справедливость.
В отличие от идеологического патриотизма, проблемный патриотизм объективно наиболее эффективен для общества, но часто критикуется властью.
КОНФОРМНЫЙ ПАТРИОТИЗМ: «ФИГАРО ТУТ, ФИГАРО ТАМ»
Конформный тип патриотического поведения проявляют те, кто не испытывает особо сильных чувств к родной стране. Однако считать их «непатриотами» нельзя. Общаясь или работая бок-о-бок с идеологическими патриотами, они могут искренне радоваться успехам России. Но выбирая между интересами страны и личными интересами, такие люди всегда выбирают личное благополучие, никогда не забывают о себе.
Часто такие люди занимают хорошо оплачиваемые руководящие посты или занимаются предпринимательской деятельностью. У некоторых есть недвижимость за границей. Лечиться и учить своих детей они тоже предпочитают за рубежом, а если представится возможность эмигрировать, не преминут ею воспользоваться.
Они одинаково легко приспосабливаются к ситуации, когда власть меняет свое отношение к чему-либо и когда меняется сама власть. Их поведение – проявление социальной адаптации, когда «патриотом быть выгодно, удобно или принято».
Большинство респондентов, принявших участие в исследовании, оказались конформными патриотами
Их сильные стороны – исполнительность и законопослушность, слабые – быстрая смена убеждений, неспособность пожертвовать личным ради интересов общества или вступить в конфликт с окружающими для решения не личной, а общественной проблемы.
Именно к этому типу относится большинство респондентов, которые приняли участие в исследовании. Так, например, некоторые участники, студенты престижных московских вузов, активно демонстрировали идеологический тип патриотизма, а потом проходили стажировки за границей и говорили о том, что хотели бы эмигрировать за границу, чтобы реализовать свой потенциал «с пользой для Родины, но за ее пределами».
Так же случалось и со вчерашними проблемными патриотами: со временем они меняли установки и говорили о желании переехать за границу, потому что их не устраивали «изменения в стране в сторону авторитаризма», которые заставляют их «отказаться от активной гражданской позиции», и понимание того, что они не способны изменить ситуацию в «лучшую сторону».
ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА?
Идеологические патриоты и власть уверены, что интерес молодежи ко всему зарубежному снижает патриотические настроения. Мы исследовали этот вопрос, в частности – связь типов патриотизма с оценками произведений зарубежной культуры и искусства. Мы предположили, что увлечение западным искусством может негативно влиять на чувство патриотизма. Испытуемые оценивали 57 зарубежных и отечественных художественных фильмов 1957-1999 годов, современную зарубежную и российскую поп-музыку.
Оказалось, что отечественное кино участники исследования оценивают как «развивающее», «утонченное», «расслабляющее», «информативное» и «доброе», а зарубежное – в первую очередь, как «отупляющее» и «грубое», и только затем – как «захватывающее», «крутое», «увлекательное», «вдохновляющее» и «приятное».
Высокие оценки зарубежного кино и музыки никак не связаны с уровнем патриотизма испытуемых. Молодые люди способны адекватно оценить как слабые стороны зарубежного коммерческого искусства, так и его достоинства, оставаясь при этом патриотами своей страны.
***
Идеологические, проблемные и конформные патриоты – на эти категории можно разделить людей, живущих в России. А как быть с теми, кто уехал и издалека продолжает ругать свою Родину? «Как был «совок», так и остался», «Что там делать, нормальные люди все уехали…» Становится ли добровольный эмигрант патриотом новой страны? И, наконец, останется ли тема патриотизма актуальной в условиях мира будущего, «мира без границ»? Время покажет.
Ольга Гордякова – профессор кафедры социальной психологии Московского института психоанализа.