«Писать хайку — все равно что медитировать»

«Писать хайку — все равно что медитировать»

Весна переменчива. Снег превращается в дождь и наоборот. Небо, только что обещавшее свет и тепло, вдруг становится серым, отнимая всякую надежду. Как обрести себя, наполовину уже упав духом? Каждый ищет свой способ.

Моя знакомая Татьяна сочиняет короткие стихотворения:
Сорвалась капля
С длинноносой сосульки
И засверкала

Татьяна гордится тем, что выдерживает заданное количество слогов: пять в первой и последней строчке и семь в средней: «Это заставляет сосредоточиться». И еще она говорит: «Когда я складываю хайку, в мире открывается новое измерение. Грустное, конечно, не становится веселым. Но зато становится прекрасным!»

Цель хайку — поймать ощущение ускользающего момента

Хайку — древнее искусство, вид традиционной японской поэзии. Термин «хайку» предложил в XIX веке поэт и теоретик жанра Масаока Сики. На Западе «хайку» используется в расширительном смысле, так же им пользуемся здесь и мы. Более раннее название — «хокку». С XII века придворные императора и приглашенные поэты сочиняли стихи по очереди: один произносил три строчки, другой добавлял к ним еще две — и получалось пятистишие «танка». Четыре века спустя так развлекалось едва ли не все грамотное население.

Шутливый хайку автора под псевдонимом Шанель де Шапокляк (Стихи.ру):
Новогоднее утро
Принарядился
Мусорный бак

А другой автор, подписавшийся «Мирами», пишет без всякой иронии:
В хрусталиках люстры
Сиреневый ветер
Неважно о чем говорим

Это занятие популярно и сегодня: страницы любителей этого жанра есть не только на поэтических сайтах, но и в «Одноклассниках», и в Facebook. Причем, как и в средневековой Японии, одни предпочитают шуточные стихи, другие — серьезные.

Бедность и простота 

Современные авторы чаще всего ограничиваются трехстишиями. Сегодня не требуется обязательного дополнения в виде следующих двух строк: уже в XVII веке поэт Мацуо Басё превратил хайку в самостоятельный жанр. Сын небогатого самурая, Басё и в жизни, и в поэзии следовал принципам дзен. Вот некоторые из них: отрешенность (неучастие в повседневной бесцельной суете), бедность и простота (можно не отвлекаться на материальные заботы), умиротворенная печаль (помогает видеть красоту мира).

С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замерзла.
Я пробудился вдруг.
(М. Басё)

Писать хайку все равно что медитировать, объясняет поэт Владимир Герцик, автор более тысячи русских хайку: «Создание такого стихотворения полностью отвечает принципу дзен-буддизма — «Просветленное сознание подобно чистому зеркалу, в котором не отражается ни один образ кроме того, который находится перед ним». Это плод чистого наблюдения, в которое не привносятся домыслы, поэтому в нем нет метафор, объяснений, нет даже «Я»: оно растворено в проживаемом моменте».

«Писать хайку — все равно что медитировать»

Поэтому хайку — всегда о настоящем. По традиции в нем присутствует природный образ, связанный с временем года. Пионы, луна, снег, цикады — «маркеры» холодного времени. Цветущие вишни, жаворонок, бабочка, вспаханные поля — весна, лето. Это красиво, но важно помнить, что «понятие красоты в Японии сильно отличается от антично-европейского с его идеальной красотой, — замечает Владимир Герцик. — В Японии красота печальна, с примесью горечи, одиночества. Она неброская и не является целью стихотворения. Цель — поймать ощущение ускользающего момента».

Путь хайдзина 

Возможно, не каждый станет настоящим хайдзином — поэтом, посвятившим жизнь созданию хайку. Но почему не попробовать? Сложить трехстишие, даже следуя самым строгим правилам, проще, чем длинный текст в рифму. При этом погружение в созерцательное состояние гарантировано.

«Я написал хайку всего один раз, разместил в Cети и испытал большое удовольствие от вдумчивых комментариев читателей, — рассказывает режиссер и художник Алим Ветитов. — Как мне кажется, хайку позволяет настроить себя на более тонкое восприятие, как бы прочистить стекла, через которые смотришь на мир». Трехстишия слагают инженеры и учителя, психотерапевты используют техники написания хайку в работе с пациентами. Одна страдающая от рака больная мужественно переносила месяцы лечения, записывая в блокнот «хайку комнаты ожидания», как она назвала их.

Вечная мимолетность

Поэт сожалеет о невозвратном, наслаждается существующим, сострадает тому, что должно умереть, приветствует рождающееся, видит вечный круговорот жизни…

Эта бабочка
Каждое лето возле
Меня летает
(Владимир Герцик)

Чтобы раскрыть смысл стихотворения, требуется гораздо больше места, чем занимает оно само. Это и есть признак, что оно получилось. Вы тоже можете попробовать.

И опытные, и начинающие хайдзины говорят, что благодаря этой, такой простой на первый взгляд, поэзии возникает драгоценное чувство неторопливого переживания своего бытия. В современном мире хайку пишут в метро и на бульварах, в походах и на отдыхе. Согласно традиции, речь не о том, чтобы обращать внимание только на счастливое и радостное. Побуждение писать возникает, скорее, от мимолетных подробностей, которые способен различить лишь внимательный глаз: трогательный жест, неожиданное событие, интересная сцена.

Хайку дарят нам необычные ощущения: стихотворение, обязывающее к поиску простых и верных слов, позволяет ощутить быстроту времени и очарование повседневности.

С помощью хайку можно многое — преобразить печаль, выразить восхищение, поддержать друга. Можно устроить игру в духе средневековых японских традиций, где каждый сочиняет свое хайку. Или, например, на празднике положить рядом со столовыми приборами небольшие послания. Можно провести стихотворные посиделки с детьми. Сочинение стихов — прекрасный повод сказать близким что-то хорошее. Электронная почта, WhatsApp и СМС так подходят для этого! Хайку позволяют передать то, что так сложно бывает уловить в шуме современности, — красоту быстротекущих дней.

.